О звукоцветовом анализе   Самые цветные тексты   FAQ  

Добро пожаловать в мир Звукоцвета!

Звуки, используемые в речи, у большинства людей ассоциируются с определенным цветом или цветовым оттенком. Эта ассоциативная связь очень устойчива, поэтому наша речь — это прочно связанный поток звукоцветовых ассоциаций в психике человека. Звукоцвет поможет вам увидеть цвет своей речи, цвет любимого стихотворения или прозы, цвет известной песни, а может быть цвет научного труда или объявления в газете!

Хватит читать, уже пора что-нибудь раскрасить. 8)

Каталог







Владимир Алексеев

Проверочное слово - русский

Русская нация - созидаемое, а не исследуемое


Всякий живущий на Земле человек идентифицирует себя с некоей общностью людей, и всякого человека относят к той или иной общности внешние оценщики. Многослойность этих общностей создает бесконечную палитру отношений, так, что, даже абстрагируясь от личностных качеств, можно построить "модели человека" в количестве, намного превосходящем население Ноева ковчега. Самый простой (и, надеюсь, не крамольный) пример: общности Евреи, Иудеи, Израильтяне (пишу по правилам дореволюционной орфографии, имея в виду не группу соответствующих лиц, но обобщенное понятие). Совпадение всех трех общностей, по сути, составляет костяк сионизма (когда всякий еврей должен быть непременно иудеем, а потому и израильтянином). В целом же этнический еврей может и не исповедовать иудаизм, и проживать на территории любого государства. Это не противоречит здравому смыслу, хотя и противоречит сионистскому представлению об истинном еврействе.

Кроме этнической (кровной), религиозной (либо идеологической), территориально-политической общности есть и иные, именуемые или не именуемые, но подразумеваемые. В области культуры, а еще более - в области духовного единства точных определений добиться трудно. Люди здесь не сведены воедино хорошо отслеживаемой, даже на уровне хромосом, генеалогией, единым молитвенным или партийным собранием, утвердившей свои границы страной или известным во всех окрестностях местечком. Например, духовный подъем в годы Отечественной войны, объединивший людей разных национальностей, вероисповеданий и даже стран, может быть приблизительно обозначен термином "патриотизм", но этим однозначно не определяется и далеко не исчерпывается. Пример понятия "патриот" - весьма характерный для тех общностей, которые не существуют во времени статично, но требуют определенного действия, определенных событий, определенного вектора развития ситуации. Мотивы индивидуального действия, интерпретация событий и "знак" вектора в системе нравственных координат различны, при их определении - зависимы от точки зрения стороннего наблюдателя. В отличие от неоспоримых, фактологически утверждаемых понятий: еврей, иудей, израильтянин.

Не собираясь переводить разговор в этнографическую, религиозную и тем более политическую плоскость, попытаюсь методом подстановки проверочного слова определить его собственный смысл. Именно, для начала, определить - является ли определяемая этим словом общность незыблемой, устоявшейся или требующей непрестанного действия, усилия-импульса, индивидуального движения (читай - подвига). Из заголовка статьи, думается, понятно, что проверочное слово - русский (намеренно не беру его в кавычки, так как ожидаемый к открытию первосмысл от кавычек, безусловно, свободен).

Начать, несомненно, нужно с самой естественной связки: Русский язык. Как и всякий живой язык, он есть явление развивающееся, рождающееся и рождающее. Именно - рождающее Русский мир, общность людей не только говорящих, но и мыслящих, чувствующих в соответствии с правилами Русского языка (не только орфографическими, грамматическими, лексическими, пунктуационными, стилистическими и иными, им подобными). Строй языка содержит ту самую душу народа, остаться непричастной которой практически невозможно, говоря по-русски. Однако дотошная современность всё чаще делает акцент на "русскоговорящих", не отождествляя их с "просто" русскими.

Вполне естественно звучат связки сочетания проверочного слова с именем любого народа, нации. Например, русский француз - так можно поименовать человека, этнически относящегося к стихии Русского мира (будь он даже татарин или мордвин), проживающего во Франции. Русским французом назовем мы и природного француза, не просто поселившегося в сердце Русского мира (например, ради решения налоговых и иных финансовых проблем, что лежит уже в политико-экономической, но не в культурной области), не просто "ходящего между", как Эдмон Дантес, а - обрусевшего. Русский еврей - так, в принципе, можно поименовать и выходца из России, живущего в Израиле, но скорее - нашего соотечественника, с полным правом говорящего о своей этнической принадлежности, и в полной человеческой мере Русский мир созидающего. Правду сказать, в первом эмигрантском случае это нередко будет "остаточный след", возможно, даже угасание "русскости". В полном же смысле такое сочетание нашего проверочного слова с именем любой национальности есть всегда выражение движения, импульса, подвига сохранения "русскости". Вспомним, хотя бы, двух Левитанов, один из которых обогатил выразительность Русского языка неповторимыми красками, второй - богатырскими интонациями. "Над вечным покоем" или "Говорит Москва", - эти два символа, произнесенные по-русски, неизменно связываются в сознании и чувстве с их именами.

Не отнесенное ни к какой национальности определение - русский, никакой национальности не противопоставляется и никакой национальностью не исчерпывается. Скорее всего, когда национальность, этническая принадлежность самоочевидна или объявлена, человек стремится дополнительно самоопределиться этим сокращенным наднациональным понятием. Собственно, говоря и представляясь по-русски, мы тем самым уже заявляем себя русскими для всего мира. Утрачивая внутреннюю потребность обособливать себя как "такого-то по крови", человек попросту именует себя русским. Таким образом, создается общность - Русский народ, но не существует и никогда не бытовало русской обособленно-замкнутой по "кровному признаку" нации. Некогда раздельные племена сохранили культурное своеобычие, в том числе и диалектные особенности речи, но разделить их на прежде существовавшие частности невозможно, как невозможно разложить на исходные образующие однажды слившийся воедино шарик ртути.

Внешнее же признание русским - никогда не антропометрические измерения при помощи различных циркулей, не установление степени полезности для некой "центральной" группы лиц или организации, не кропотливое изучение родословных, но метафизическое, не поддающееся строгому документированию признание своим в Русском мире, мире Русского языка и культуры. И внешнего, не происходящего по воле самого человека, обособления по какому-либо "вторичному признаку" в подлинном Русском мире никогда не происходит. Вполне естественным выглядит принятое в Западном мире определение - афроамериканцы. Назвать же, например, предка Пушкина Абрама Ганнибала "афрорусским" не позволяет высшая степень абсурдности такого сочетания.

Беда в том, что в культивируемом мире "русскоговорящих" возникновение термина "афрорусский" вполне возможно, равно как и антропологические изыскания, хромосомные и физиогномические доказательства, восходящие ко временам до Вещего Олега. "Русскоговорящие", невзирая на собственное происхождение, используют русскую речь, номинальную причастность к Русскому миру, для достижения своих (не всегда неблаговидных!) целей. Так граждане используют выученный иностранный, а лучше, для усугубления примера - мертвый в современной истории язык. При всей священности латинской филологии, обращающиеся к латыни доктора и юристы этот язык во всей полноте не воспроизводят и заново не созидают. Он остается для них всего лишь рабочим инструментом, как и русская речь - для "русскоговорящих". Русский мир в видении "русскоговорящих" открывает примерно те же перспективы, как компьютерная техника - для досконально изучивших технические англоязычные обороты.

Русский язык не всегда остается для "русскоговорящих" аналогом мертвой латыни или набором технических средств по типу: "Матка! Млеко! Яйка!" Но тенденция "технического изучения" Русского языка без погружения в русскую наднациональную культуру, "настоятельно диктуется" современными миграционными политиками. Вкупе с существующими внутри страны "русскоговорящими" внекультурными слоями это выглядит как смысловая оккупация Русского мира. В мире "сдвинутых смыслов" становятся возможными такие сочетания, как "русский фашизм", "русский национализм (в нездоровом обособляющем прочтении этого слова)", "русский великодержавный шовинизм". Всё это - достояние "русскоговорящих" (и часто не идентифицирующих себя в качестве русских), но противно природе Русского языка, а значит, и сущности Русского мира.

Границы Русского мира


«Под словом народ" (populus) понимают объединенное в той или дру­гой местности множество людей, поскольку они составляют одно це­лое. Это множество или часть его, которая ввиду общего происхожде­ния признает себя объединенной в одно гражданское целое, называет­ся нацией (gens), а та часть, которая исключает себя из этих законов (дикая толпа в этом народе), называется чернью (vulgus), противоза­конное объединение которой называется скопищем (agree per turbas); это такое поведение, которое лишает их достоинства граждан»
Иммануил Кант


Определение нации, данное Кантом, относится к национальным государствам, таким, как Франция или Германия. Французская нация созидала французское государство, германская - германское. Историческая Русь дает нам, кажется, пример "рафинированно русской" государственности, становление которой некоторые современные теоретики (например, М.Членов) связывают с "благотворным примером" некогда расположенного "по соседству" Хазарского каганата. Есть ли в русской государственности следы подражательства и ученичества, или же стоит увидеть здесь много дискутируемый "особый русский путь", вряд ли можно решить, не определив границы Русского мира. Вновь воспользуемся проверочным словом.

Сочетания "русский новгородец", "русский псковитянин", "русский смолянин" не выглядят естественными, скорее - тавтологичными. Пока что в стане "русскоязычных" не придумали и напрашивающегося сочетания "русский москвич" (полагаю, абсурдность ситуации до этого не доведёт). Для Русского мира тавтологично, а для определенной части "русскоязычных" антагонистично звучат сочетания "русский украинец", "русский белорус". По сути, это есть производные от наименований новообразованных государств - Украины, Белоруссии. Наряду с ними от имени Россия можно было бы образовать в том же ряду сочетание "русский россиянин". Последнее сочетание мало кому приходит в голову. Но приходит. В свете последних событий лично видел - люди так уже подписываются! И это не вызывает в "русскоязычном" обществе удивления.

Степень присутствия Русского мира (не количественно, а духовно) в той или иной географической точке планеты определяется оценкой сочетаний с проверочным словом. "Русский киевлянин" - теперь уже много меньше, чем "русский тверитянин", но много больше, чем "русский львовянин", и куда более экзотичных "русский австралиец" или "русский индонезиец". Русский мир присутствует в полноте там, где подобное сочетание тавтологично. Русский мир вытесняется отовсюду, где подобное сочетание начинает звучать антагонистично.

Никакой иной наднациональной общности, от которой образуются "проверочные" сочетания по приведенному типу, в Русском языке не существует (не скажу за весь мир, не лингвист-глобалист, могу ошибиться). Именно поэтому, исходя из этой "странной" нормы Русского языка, в лоне Русского мира существует понятие об особом Русском пути.

Замечаем очевидное. Русский - понятие повсеместное. В частях оно противопоставляется титульной нации, в целом - как по мановению, без какого бы то ни было зримого гражданского объединения, эту титульную нацию образует. Образует до такой степени, что начинает "пугать" своей величиной как вне, так и внутри государства всех, кто себя к Русскому миру не относит. Такой числовой качественный парадокс! Логично было бы предположить, что Русские в соединении многих народов (и в лоне частного государства, и в планетарном смысле) - гарант целостности, если только таковая целостность ценна для каждой нации по отдельности.

Русский мир шире, чем узко понимаемый Русский народ (то есть все те, кто не дает себе иной, основной или дополнительной, этнической идентичности, кроме как русский). Русский мир, оформляющийся как государственность, имеет духовную подоплеку, в отличие от культивируемой в любом национальном правовом государстве подоплеки юридической. Именно поэтому "род ученичества" по отношению к Риму, Византии, "некогда бывшей по соседству" Хазарии относится разве что к юридическим, организационным, отчасти символическим основам государственности целостного или раздробленного Русского мира. Духовная, а не политическая его природа очевидна. Зачастую именно подмена символов (та же смысловая оккупация) уносит в небытие значительные части Русского мира как вне, так и внутри России.

Целостный Русский мир подобен тесту, сохраняющему в себе от жара истории изюминки народов. Это мое личное мнение-метафора, прошу не расценивать как шовинистическое высказывание! Точно так же освещающий путь изгоя Русский мир сохраняет самотождественность личностей в лоне эмиграции.

О пядях русской земли


Каков же вывод, если любая нация не антагонистична понятию русский, но в ряде географических наименований "русскость" присутствует слабо, а в некоторых и вовсе неуместна (как пример - виртуальное "Русская Хазария", навсегда противоречащее пушкинскому "Как ныне сбирается Вещий Олег...")? Русский - это имеющая градации прозрачности краска истории, а не грубая ее материальная основа, холст, грунт и подмалевок. Существуют ли тогда навсегда определенные пределы русских земель, по праву давнего проживания на них, или же "политые русской кровью", и потому неоспоримо приобретенные дорогой ценой потерь?

Могут ли русские земли пребывать и оставаться русскими вне пределов одного, населенного по преимуществу русскими, государства? Примеры анклавов не имеющих собственной государственности народов на территориях иных государств (например, общины курдов) - это примеры этнического единения. Не последнюю роль играет и общая религия. Точно так же, согласно Писанию, евреи сорок лет скитались по пустыне, не имея своей государственности, а затем долгое время, отмежевываемые религиозными лидерами от иных народов, пребывали в рассеянии. Но числящие себя русскими упорно не сознают и не хотят сознавать себя "кровным" этносом. Именно поэтому самосохранение в экстремальных условиях, основанное на принципе "кровь за кровь", изначально русским не свойственно: в каждом они склонны видеть своего потенциального брата. Будучи локализованы в анклаве, внешней или внутренней эмиграции, а главное - будучи изолированными от Русского мира, русские вырождаются и ассимилируются. Нельзя им ставить это в вину. По сути, они локальным этносом и не являются. Русскими не рождаются, русскими становятся. В этом смысл. Родившись в атмосфере Русского мира, либо соприкоснувшись с ним, можно до самой кончины остаться "русскоговорящим". Современные условия этому как никогда способствуют.

Не хочется, а придется вспомнить ныне здравствующую госпожу Буратаеву, лет двадцать тому назад с высокой трибуны вопившую (да не прогневается читатель за объективный глагол) на всю страну: "Не смейте называть меня русской! Я - россиянка!" Этот вопль повторялся неоднократно в границах различных территориальных образований, знаменуя собой сужение в новоязе "русскоязычных" понятия русский до этнической составляющей. Но сами русские (не имеющие за душой, в силу исторической давности, иной этнической идентификации, например: кривичи, вятичи или ильменские словени), себя локальным этносом не ощущают. А если, под давлением "оспаривающих права" начинают сознавать себя таковым локальным этносом, перестают быть русскими в первоначальном смысле этого слова (открытой наднациональной духовно-культурной общности). Полного самосохранения, при членении земель по этническому признаку, русскому человеку достичь никаким путем не удается.

Оболочкой Русского мира со временем от исторической Руси становилась Российская Империя. Затем проявилась не решенная до сих пор дилемма, кто стал истинным его выразителем: удаленная от русских земель эмиграция или разграниченный по национальному признаку Союз (юридически не выделивший, в силу отсутствия локального русского этноса, на своей территории русских земель). Наконец, при отделении от единого государства территорий с "иными титульными нациями", видимой оболочкой Русского мира стала современная Россия. Разобраться, являются ли выразителями идеи Русского мира те или иные государственные образования, позволяет то же проверочное слово. Напишем:

Русский Царь.
Русский Генералиссимус.
Русский Президент.

Первое - охватывает всю полноту Русского мира, в том числе и географическую целостность Империи. Второе с полным правом можно отнести к Суворову, но не к Сталину (в эмиграции же народного водителя такого масштаба и ранга не наблюдалось). Третье, виртуально относящееся к демократической современности, тотчас же будет оспорено "россиянами".

Вывод:
1. Имперскость открытых для всех наций русских земель под водительством Русского Монарха - исторически "завизированный" оплот Русского мира.
2. Имперскость как таковая оплотом Русского мира не является.
3. Любые инвективы, высказываемые в современном мире в адрес россиян, напрямую к русским не относятся, пока реальность последнего из трех сочетания не будет принимаема всем населением страны, и ее лидером в частности.

Сейчас мы находимся в информационном поле смысловой оккупации, когда понятия "российский" и "русский" совпадают только в негативном ключе, а по любому позитивному поводу "разводятся по углам". Сейчас даже российские средства массовой информации называют Русский мир зарубежья "русскоязычным", производя его духовную ампутацию. Эта статья не призвана ответить на какие-либо вопросы. Это всего лишь призыв - использовать слово русский как проверочное ради сохранения Русского мира.


Дата звукоцветового анализа: 12.10.2015

Средний цвет произведения
R:42 G:131 B:255 HEX: #2A83FF

Произведение попадает в синий каталог.

Поделитесь этим произведением

Произведения похожие по цвету

Все похожие по цвету произведения

Разместите у себя результаты звукоцвета!

Звукоцвет: синий Звукоцвет: синий Звукоцвет: синий

Код баннеров
Звукоцвет: синий Звукоцвет: синий

Код баннеров

Поиск произведений по цвету


Раскрасить мой текст!

Автор текста*
Название произведения
В конце текста добавьте код*,
изображенный на картинке:

Новые произведения



© 2010—2024 Звукоцвет.ру
При перепечатке и любом использовании материалов сайта обязательна ссылка на сайт ZvukoCvet.ru

Пишите нам звукоцветовые письма
e-mail: hello@zvukocvet.ru